Вот и узнаешь, как было легко
Всем, кто летали со мною! (c)

« Нельзя заходить в спальню к Богу ... »

Friday, March 21, 2014


У Бога парусиновые туфли,
Ореховая шляпа и мундир,
И небеса, затертые до дыр,
Ласкают нафталиновую рухлядь
Земных сокровищ, старых и немых,
Из чьей-то жизни, видимо, счастливой.
И тени пробегают торопливо,
Отбросив тяжесть чувственных вериг,
По переулкам старости и скуки.


И дождь идет, но мимо вас, и с ним
Проходит, пожимая ваши руки,
Та, для которой так необходим
Ваш теплый взгляд и нежность вашей кожи.
С трамвайных покачнувшихся подножек
Соскакивает солнце на ладонь
И улетает в полутемный улей.
Душа моя пустынная, не тронь
Моих висков ни сединой, ни пулей.

( Владимир Ткаченко )


Вот.
 Наконец-то и мне удалось посмотреть (давно желанный) 
фильм Алёны Званцовой - "Московские сумерки". 




«Куда податься «неприкаянному» призраку, которого не принимают ни в ад, ни в рай? Конечно же, в лоно семьи. Но есть проблема — контакт с любимой женой невозможен. Но однажды призрак знакомится с себе подобными, и это приводит к совершенно неожиданным последствиям.

Режиссёр: Алена Званцова
Актёры: Тимур Бадалбейли, Игорь Гордин, Ксения Каталымова, Яна Гладких, Константин Гацалов, Арина Нестерова, Анна Башенкова, Владимир Скворцов, Владимир Виноградов, Олег Мазуров.
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Анна Меликян.
Продолжительность: 87 мин.» 


Вот.
 Уже который день хожу под впечатлением от просмотра.
Коротко - отовсюду - заметки и комментарии.
 Самый удачный комментарий - на страницах сайта  kinopoisk:

FRIDMON - ож же - Николай Петри, Россия, Новосибирск, 50 лет, 24 марта 1963, М - я всегда  хожу на этот сайт читать его комментарии - ко многим фильмам.
 Его вкусу доверяю, как своему собственному.

 Итак, вот его суждение: 

«Тему, поднятую в «Небесном суде» (2012), Алёна Званцова продолжила фильмом «Московские сумерки». Получилось интересно и увлекательно. До «Небесного суда», «Московские сумерки» в эмоциональном плане, может, и не дотягивают, но они самодостаточны в плане неожиданного сюжета о «серых буднях обыкновенного московского приведения». Как ни крути, а, едва родившись, человек уже начинает умирать, и мало кому из нас не хочется узнать Вечную Тайну: а что же ТАМ?.. 

Алёна Званцева тоже задалась этим непростым вопросом и написала сценарий, за который получила приз Международной конфедерации журналистских союзов на кинофестивале «Окно в Европу» в 2013 году. Тема привидений в мировом кинематографе — это неиссякаемая «золотоносная жила», ибо пока жив человек, его всегда будут волновать мысли о «загробной жизни». Алёна Званцева подошла к этому вопросу с несколько неожиданной стороны. Вроде бы и есть определённый отсыл к классике жанра «Привидение» (1990), но «Московские сумерки» построены совершенно по другому принципу. Главный персонаж — Игорь Михайлович (Игорь Гордин) — не зацикливается на своей смерти, а воспринимает её вполне буднично, и пытается приспособиться к своему новому состоянию.

В режиссёрском представлении это выглядит и трогательно, и тонко, и наивно, и смешно, благодаря очень удачным «речевым моментам»: «Звоню по адской мобильной связи!», «Мой муж умер не до конца…», «Гуманистическое привидение, но не Каспер.», «Я — дарвинист. Как устроено Мирозданье?..» Умный юмор, который лишь подогревает интерес к происходящему на экране, отчего и весь фильм получился мягким, лёгким и по-домашнему «уютным» — без суеты, без особого эмоционального надрыва. В общем, — простой, как наша жизнь. Или, — как наша смерть…

Музыка занимает в фильме особое место. И не только великолепными песнями, но и специфическими звуками, нагнетающими своеобразную атмосферу «не совсем реальности». Местами можно и не смотреть в экран, а лишь слушать слова песни «ни от мира сего», чтобы проникнуться режиссёрским замыслом: «Нельзя заходить в спальню к Богу, даже если его там нет. Нельзя заходить в спальню к Богу — за дверью большой секрет. Но мы потихоньку шпионим за ним, и это его веселит. Ночь нежна, шестикрыл Серафим, и звезда звезде говорит: это — судьба…» Ундервуд «Это судьба».» 


Вот.
 Ни убавить, ни добавить.
До чего чётко/точно и верно всё подмечено.

 А впрочем, я добавлю - от себя.
 Я уже писала, что, как-то наткнувшись на фильм А. Званцовой - "Небесный суд" - начала его смотреть, не могла оторваться . Жаль было, что завершился.
 Я  после него посмотрела все фильмы необыкновенно одарённого кино-творца - А. Званцовой: и "Крысу", и "Лучший друг моего мужа" etc.
 ( мои впечатления о просмотренных фильмах, если кому интересно, можно почитать - здесь.  )
Всё же - "Небесный суд" - был в числе самых любимых из всех фильмов А. Званцовой.




 С нетерпением ждала "Московские сумерки".
 Дождалась.

 Напрасно FRIDMON заметил, что "Московские сумерки" в эмоциональном плане не дотягивают до "Небесного суда".
 Не то, что - вполне дотягивают, а на мой взгляд - перетягивают.

 В общем...- так.

 Сейчас вот что скажу.
Может быть - наивное такое и .... несколько утрированное  моё сравнение.


( painting by artist Carole Stevens Bibisi - " Kaleidoscope " )

 А помните, в нашем детстве ( да в любом детстве, т.к. история игрушки насчитывает много-много лет ) была такая затейница-игрушка.
 Называлась: калейдоскоп.

 Такая трубочка.
А где-то в её конце - притаился сюрприз:  каким-то невероятным образом, когда трубочку вертишь, нежно позвякивая о зеркала,  перемещались разноцветные стёклышки, собираясь в причудливые разноцветные узоры.
И ни один узор - не повторялся.

А стёклышки казались настоящими сапфирами, яхонтами, топазами..:

Смотрю – и что же в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды и алмазы,
И аметисты и жемчуг,
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах явленье!

( А. Измайлов )

 Волшебно - просто ( так казалось - в детстве;  я  - маленькая девочка, всё же,  не удержалась,  решила проверить: а как - там? А что - там? И почему - там так - волшебно? Всё же разобрала этот калейдоскоп.
 Кааааак же я горько плакала. Нет, не от разочарования по поводу " сапфиров, яхонтов..", а что взад игрушку собрать уже  было нельзя. 
Никак не склеить. 
Ладно.) 



( художник Александр Дементьев " Калейдоскоп " )


 Так вот.
Такая волшебная оптическая игрушка.
 Калейдоскоп.
Зеркала позволяли получить разное количество дублированных изображений : ярких, незабываемых.
В переносном смысле - быстрая смена явлений, лиц, событий.


Так и этот фильм А. Званцовой ( для меня) явился своеобразным явлением-калейдоскопом.
Смена явлений, лиц, событий.
Незабываемая.
Яркая.
Самобытная.

 И ни один последующий кадр-киношный "узор" , 
ни один сюжетный ход не похож на предыдущий.

С первого кадра - до последнего - наблюдаешь за разворачивающимися событиями ( просто - волшебными, не сюрреалистическими; настолько фильм - жизненный, хоть   в нём тема смерти и звучит - громче, почти - крещендо!) - не теряя ни малейшего интереса.

И самое удивительное ( ведь тема  такая - деликатная, щемящая, тема - жизни и смерти)  фильм ( как иногда пишут/говорят) не держит зрителя ( если что, я - о своём восприятии) в напряжённом, изматывающем психологическом  состоянии.


 Фильм смотрится легко и непринуждённо.
Во многом, благодаря тонкому,  мудрому юмору, коим пропитан весь киносюжет.

 Фильм, в общем-то , этот фильм - раздумье: о жизни, о смерти, о том ( так мудро звучит эта главная мысль), что нет ничего важнее в - жизни -  самой жизни.
(простите за тавтологию)

 Жить надо - здесь и сейчас.
Потом ничего не будет: ни рассветов, ни закатов, ни слёз, ни смеха.
Ни нежных прикосновений, ни объятий  любимых.


 А вот ведь - кинопарадокс.
 Создатели фильма показали  ( помечтали? вселили надежду?), что и после жизни ( после  смерти?) хочется быть любимой/любимым, любить, страдать, бродить по залитым дождём улицам, радоваться восходам и закатам.

Больше радоваться - закатам.
Потому что - после - останутся лишь - закаты. 
 Ибо, как только на Москву спускаются  сумерки, приведения
 обретaют формы и черты живых людей  и начинают жить (странно звучит, да?) своей особенной, а в общем-то, обыкновенной человеческой жизнью.
Это же -  немыслимо.


 Жена приведения Игоря так его любит, что согласна жить под одной крышей с ... кем?
 С умершим мужем? 
С его тенью?
С привидением?

Да, так она и говорит: «Мой муж умер не до конца…»

 Он и живёт.
 Вполне себе - привычный такой, родной и любимый.
 И никто ей не нужен. 
 Ни тот, ни другой живой дядька.


 Мало того - он  работает по ночам -  нужны же сумерки -  врачoм "Скорой помощи"
 ( добытчик же!).
 Он, муж,  сетует - с горечью : "Я не могу с тобой спать, не могу поцеловать... даже прикоснуться к тебе не могу".
 А ей лишь одного надо: чтоб он, любимый, был рядом.
 И неважно - кем.
 Привидением? 
Да и ладно.


 А ему хочется ... прикосновений и любви.
 И он встретил - среди "своих" - очаровательную Катю.
 И закрутилась романтическая история, переросшая в ...

 Занятно.
 Муж-привидение моется под душем, дочка с разбегу залетает в ванную: душ льётся, а под душем - никого. Она - всердцах: пап, сколько раз тебе говорить - запирай дверь.

 А жена кричит моющемуся под душем мужу-привидению: постирать твои джинсы? ( привиденье-привиденьем, а одёжки его стирают вживую!).
 Подхватывает джинсы, а из карманов вываливается всякая мелочь: денюжки, какие-то бумажки, ключи...и вдруг - начатая пачка презервативов.


 На лице жены привидения ( покойника?) - 
вся гамма чувств: недоумение, страх, боль, мУка ...
 Муж ( или - кто?) загулял?
 И - с кем?
С привидением?
 Или - с женщиной?




(всё же помещу ещё одну аннотацию к фильму)

 « Придя в сознание ночью на кладбище, 43-летний кардиолог из города Череповца Игорь Михайлович сразу поспешил в больницу. Как опытный врач он предположил, что отравился и потерял сознание. Когда же он появился в местной больнице, доктор сообщил Игорю, что его похоронили еще на прошлой неделе. Оказывается, когда Игорь объяснял интернам работу дефибриллятора, то показал на себе принцип его действия, но не подумал, что в кармане лежит мобильный телефон и это привело к трагическим последствиям. 




Как ни странно, но его жена Лариса не испугалась, когда домой заявилось приведение. Обдумав как жить дальше, супруги со своими двумя дочерьми решают переехать в Москву к Ларисиной подруге Тамаре. Она с пониманием отнеслась к горю вдовы и даже подыскала ей работу в школе. Игорю отыскать работу оказалось намного сложнее, ведь при дневном свете его не видно живым людям. В конце концов, он устроился врачом скорой помощи в ночную смену. Долгое время Игоря не покидает надежда отыскать таких же, как он приведений, чтобы понять, что его держит на этом свете.



Однажды, когда он с женой посетил выставку, Игорь столкнулся с 19-летней художницей Катей, которая совсем недавно покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с крыши высотки из-за своего возлюбленного. Очень скоро они нашли общий язык и влюбились друг в друга. Лариса не подозревала о романе своего благоверного, пока не нашла в его джинсах презервативы и поняла, что призраки тоже вполне могут заниматься сексом, только между собой. Лариса до сих пор любит Игоря и не собирается просто так уступать мужа, хотя и не совсем живого, молоденькому приведению…» 

 

Уф...

 Ладно. Я начала пересказывать фильм.
 А ведь-нельзя.
Смотрите - сами, если кто ещё не видел.
Не пожалеете.
  А позже - обсудим? 

Игра артистов, всех без исключения -  великолепна и филигранна ( впрочем, как и во всех фильмах А. Званцовой).


 Особенно, конечно, хорош главный герой - Игорь - в исполнении актёра Игоря Гордина.

Вот что написала сама режиссёр фильма Алёна Звaнцова:

«Игорь — один из моих самых любимых актеров, — сказала РИА Новости Званцова. — Я не пропускаю ни одной его работы в театре и кино, и всегда мечтала снять картину с его участием. Поэтому, когда писала сценарий и задумывала фильм, я уже знала, что это будет только Гордин. И рада, что он согласился".
По словам режиссера, "Московские сумерки" — это разговор о кризисе среднего возраста, о проблемах, связанных с отношением к самому себе, взаимоотношениях с женщинами, близкими людьми, это муки от осознания своей нереализованности, это поиски самого себя.
Главный герой фильма однажды знакомится с себе подобным, и это приводит к неожиданным последствиям. 

"Название "Московские сумерки" возникло случайно, но, как оказалось, оно вполне отражает суть картины, — считает Званцова. — Дело происходит в Москве, а сумерки — это состояние, которое ощущает герой в своей душе. Он бродит в сумерках — в поиске себя самого, смысла жизни, желания после сорока лет начать все заново".
Жанр картины режиссер определила как трагикомедию. По мнению Званцовой, периода мучительных душевных "сумерек" мало кому удается избежать.
"В фильме очень важна музыка, и мне показалось, что точнее всего это может сделать группа "Ундервуд", — отметила режиссер.»


Режисcёрский замысел - верный.
 Потому, что именно эти песни, (вернее, лишь - по куплету) - песни группы «Ундервуд», А. Звaнцова так органично вплела в канву киноповествования.
Впрочем, в фильме "Небесный суд" тоже звучат песни в исполнении той же группы. 


 У меня же блог - музыкально/поэтический?
Итак.
Слушаем первую песню группы «Ундервуд».


«Это судьба»

Стихи  -  Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко.
Муз. - Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко.
Исп. - «Ундервуд» 

 http://www.undervud.ru/assets/files/mp3/opium-for-people/eto-sudba.mp3


Нельзя заходить в спальню к Богу
Даже если его там нет
Нельзя заходить в спальню к Богу


За дверью большой секрет




Но мы потихоньку шпионим за ним
И это его веселит
Ночь нежна, шестикрыл Серафим


И звезда звезде говорит:
Это судьба, ла-ла-ла-лай
Это судьба, ла-ла-ла-лай




И мы так редко заходим сюда
Погреться у млечных звезд


Тут из крана течет святая вода
И микробы в ней держат пост


Но даже если звезды зажглись
И стучит копытом Пегас


Дороги, которые мы выбираем
Не всегда выбирают нас



Это судьба, ла-ла-ла-лай
Это судьба, ла-ла-ла-лай




И все хорошо, мы не бесимся с жиру


Из избы не выносим сора
И сроки годности этого мира


Истекают еще не скоро
И время идет; небо тушит луну
В пепельнице мостовой


И радиоточка ловит волну
От радиозапятой ...


Вот такая первая часть этой темы.
 Знаю-знаю, что всего в ней ( и моих собственных впечатлений ) - с избытком.
 Ну...*развела руками* ...- под впечатлением же!


К теме - со стихами Владимира Ткаченко, с песней «Это судьба», прозвучавшей ( фрагментарно, но оочень запоминающе!) в фильме А. Званцовой "Московские сумерки" - не живопись на сей раз, а - скульптурные работы. 



Американский скульптор Michael Alfano. Михаил Альфано.

 «"If the artist taps into a universal truth, the piece is felt by everyone like clear mountain air."

Michael Alfano has been sculpting figures, monuments, and philosophical pieces for twenty years. He first studied at the Art Students League of New York with an emphasis on life size sculpture and anatomy. 
His formal education continued at Boston University, and was augmented by internships with several prominent sculptors. 
He continues his training with master classes, and occassionally teaches sculpture.
Michael exhibits his work at galleries and other public venues, and he is a regular entrant in art shows, where he has garnered over 60 awards. 



His sculptures are found in private collections throughout the world. Monuments and other public art he's created are on permanent display in the United States. Newspapers, magazines, books, and television have featured Michael and his work.

Michael Alfano is known for creating figurative and surrealistic sculpture that goes beyond the literal, adapting the figure to convey philosophical ideas and abstract concepts. He cites his major influences as Salvador Dali, Jo Davidson, and Jean-Antione Houdon, as well as Buddhist, Taoist, Sufi, and other eastern philosophy and literature.


Sometimes Michael sketches his ideas on paper, but most often sculpts a small model in clay or wax. He typically uses water-based clay to create the full-size sculpture. This can take anywhere from a few days to many months. Then he works with specialists to make a mold and create castings in cold cast copper, resin, or bronze. After casting a piece, Michael finishes and signs it, numbering the limited editions.»


«Американский скульптор Майкл Альфано (Michael Alfano) занимается искусством уже более 15 лет. На его творчество оказали влияние Сальвадор Дали, Джо Дэвидсон, Жан-Антуан Гудон, а также философия и литература Востока. Альфано учился в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке, где основное внимание уделял созданию скульптур в натуральную величину. Затем он продолжил обучение в Бостонском университете, стажируясь с многочисленными известными скульпторами.




Михаил Альфано (Michael Alfano) скульптор скульптор из Hopkinton, Massachusetts создает сюрреалистические скульптуры, он использует человеческое тело и лицо для интерпретации философских идей. Талантливый художник в своих творениях стирает грань между фигуративным и абстрактным, так как каждая скульптура включает в себя элементы обоих. Альфано говорит, "лучшая работа художника привлекает, создает обсуждения, и вносит свои изменения. Мое искусство заставляет зрителя переживать, думать и понимать жизнь более полной." Работая в основном с бронзой, холодной медью, и смолой, уроженец Нью-Йорка, представляет собой комплекс мыслей и фраз. 



Альфано визуализирует человеческое самовыражение путем слияния символов и частей тела человека. Скульптура "Допрос ума" - в ней виден вопросительный знак, который, казалось, высечен в скульптурном изображении человеческого лица. Аналогичным образом, сделана скульптура "бесконечный ум" - это символ бесконечности, которая видна, когда скульптура человеческого лица лежит на боку.


"The best art engages, generates discussion, and brings about change. My art compels viewers to experience, think, and understand life more fully."

"Лучшее,что цепляет в искусстве, порождает обсуждения, и приводит к изменениям. Мое искусство заставляет зрителя переживать, думать и понимать жизнь более полно".

"When I dig into the clay, I pull out a vision that previously existed nowhere but inside my head, or some other place I don't know but am in touch with."

"Когда я копаюсь в глине, я вытаскиваю из нее видение, которое ранее никогда  не существовало, и я вступаю в контакт с образом, его настроением, его формой. Так появляются мои композиции". -- Михаил Альфано.» 


Дорогая, мне снилось, как будто я вышел
На знакомую улицу. Было не поздно,
Плакал август, кагор задыхался подмышкой
И вороны садились на тёплые звёзды.



Дорогая, мне снилось, что все уже снилось,
Что уже - не сегодня, а жизнь - бесконечна,
И пшеницею тело мое колосилось,
Отпевая свой возраст в объятьях аптечных.




Поелику любовь не взаправду, а только
Карамельный стоп-кадр, оголтелая точка,




Мы сойдемся на том, что права оболочка
Как обычно, но радости в этом нисколько.




Дорогая, мне снилось - в плену кашемира
Я гуляю один, выдыхая двуокись.
Ровен час - нас отыщет зрачок ювелира,
Впереди нас - не горы, и между - не пропасть.

( Владимир Ткаченко )


P.S

* вторая страница темы к фильму "Московские сумерки" - в блоге - ниже *

0 comments: