Вот и узнаешь, как было легко
Всем, кто летали со мною! (c)

«У меня пересыхают губы от одной лишь мысли о тебе ... »

суббота, 22 октября 2011 г.

 
 
 
Но только и было, что взгляд издалёка,
Горячий сияющий взгляд на ходу.
В тот день облака проплывали высоко
И астры цвели в подмосковном саду.
Послушай, в каком это было году?..
С тех пор повторяю: а помнишь, а знаешь?
И нечего ждать мне и всё-таки жду.
Я помню, я знаю, что ты вспоминаешь
И сад подмосковный, и взгляд на ходу.

( Мария Сергеевна Петровых. 31 августа 1962 )
 
 
 
Хотела написать, что сегодня в теме - необыкновенные стихи, в которых образы, как промытая морским прибоем - гладенькая галька-камушки, перекатываются  - на берегу, а у нас - в душах: нежно, трогательно и щемяще ... - незаслуженно забытой 
Поэтессы любимого Серебряного Века Русской Поэзии... да потом передумала. 
Раз на её великолепные нежные, грустные строки написан чУдный этот романс, значит - не забыта настоящая Поэзия?
 Читаем внимательно?
Спасибо.

Мария Сергеевна Петровых.

 
 
 
Люби меня. Я тьма кромешная.
Слепая, путанная, грешная.
Но ведь кому, как не тебе,
Любить меня? Судьба к судьбе.
Гляди, как в темном небе звезды
Вдруг проступают. Так же просто
Люби меня, люби меня,
Как любит ночь сиянье дня.
Тебе и выбора-то нет:
Ведь я лишь тьма, а ты лишь свет.

***

Говорят, от судьбы не уйдешь.
Ты над этим смеешься? Ну что ж,
Покажи мне, любимый, звезду,
По которой тебя не найду,
Покажи мне, любимый, пути,
На которых тебя не найти,
Покажи мне любимый коня,
Которым объедешь меня.

( Мария Сергеевна Петровых. 1929, Гурзуф )

 
 
«Мария Сергеевна Петровых (26 марта 1908, Норский посад (ныне часть Ярославля) — 1 июня 1979, Москва) — русский поэт, переводчик, редактор. Близкий друг Анны Ахматовой.

Мария Сергеевна родилась в 1908 году в поселке Норский Посад. В своих дневниковых записях она коротко, но с большой любовью описывает места своего детства: "Родина моя - Ярославль, вернее - Норский Посад под Ярославлем (в 12 верстах от Ярославля). Природа, окружавшая мое детство, была на диво хороша: крутой берег Волги - гористый, с оврагами. (В одном из этих оврагов протекала речонка Нора; отсюда, как я понимаю, и - (200x290, 11Kb)Норское). На крутых горах - церкви: три церкви в Норском Посаде и четвертая в подальше - в селе Норском. Леса кругом были чудесные: или темные, хмурые - ель,
или светлые - береза".
 
Окончив школу в Ярославле, Мария Петровых поступила на Высшие государственные литературные курсы. Однокурсниками ее были Арсений Тарковский и Юлия Нейман, впоследствии замечательными поэтами. С 1934 года работала переводчиком, переводила поэзию народов СССР - еврейских, туркменских, армянских, грузинских, литовских поэтов, а также зарубежных - польских, чешских, болгарских и многих других.
В 1933 г. Мария Петровых познакомилась с Анной Ахматовой: "3 сентября 1933 г. я впервые увидела ее, познакомилась с нею. Пришла к ней сама в Фонтанный дом. Почему пришла? Стихи ее знала смутно. К знаменитостям - тяги не было никогда. Ноги привели, судьба, влечение необъяснимое. Не я пришла - мне пришлось. "Ведомая" - написал обо мне Н.Н. Пунин. Это правда. Пришла, как младший к старшему".
 
 
 

Дружба Ахматовой и Петровых продолжалась более 30 лет, до самой смерти Анны Ахматовой. Одним из ее московских адресов был "на Беговой у Петровых" - она часто жила у Марии Сергеевны, когда приезжала в Москву и по какой-то причине не могла остановиться у Ардовых на Ордынке.

"Мария Петровых - один из самых глубоких и сильных поэтов наших" - отзывалась о поэтическом даре Петровых Анна Ахматова, а ее стихотворение "Назначь мне свиданье на этом свете" считала одним из шедевров любовной лирики XX века.

Не менее высоко она отзывалась и о Петровых-пушкинисте. Действительно, большая часть записей "Из письменного стола" имеет отношение к Пушкину. Вот одна из них - записанная уж после смерти Ахматовой: "В ненависти к Н<аталье> Н<иколаевне> я с Ан. Ан. всегда была единодушна. И если теперь сиротство мое непоправимо, то больнее всего оно здесь. Ни одна душа на свете не знает, чем Ан. Ан. была здесь - в любви, в узнавании, в понимании П<ушкина> для меня, да и я для нее была в этом - всех ближе. Не стихами, а именно этим я ее иногда изумляла и была близка. Тут я совсем осиротела. Нет ни одного человека на свете, с кем могла бы я об этом поговорить".
 
 
 
Я вглядывалась в Ваш портрет
Настолько пристально и долго,
Что я, быть может, сбита с толку
И попросту впадаю в бред,

Но я клянусь: Ваш правый глаз
Грустней, внимательнее, строже,
А левый — веселей, моложе
И больше выражает Вас,

Но оба тем и хороши,
Что Вы на мир глядите в оба,
И в их несхожести особой —
Таинственная жизнь души.

Они мне счастья не сулят,
А лишь волненье без названья,
Но нет сильней очарованья,
Чем Ваш разноречивый взгляд.


( Мария Сергеевна Петровых. 1956)

 
 
С 1922 года жила в Ярославле, посещала собрания местного Союза поэтов. В 1925 году переехала в Москву, поступила на Высшие литературные курсы (там в эти годы учились Арсений Тарковский, Юлия Нейман, Даниил Андреев, Юрий Домбровский), заканчивала их в 1930 году экстерном уже как студентка литературного факультета МГУ. Один из мужей — Михаил Зенкевич. Была в дружеских отношениях с А. Штейнбергом, С. Липкиным, А. Ахматовой, О. Мандельштамом (посвятившим ей стихотворение «Мастерица виноватых взоров»). О её отношениях с ними есть страницы в мемуарах Н. Мандельштам, Э. Герштейн.

Работала литературным сотрудником в московских издательствах. В годы войны — в эвакуации в городе Чистополь.

При жизни вышла лишь одна небольшая и малотиражная книга избранной лирики Петровых — «Дальнее дерево» (Ереван, 1968).
 
 
 
 
Назначь мне свиданье
                     на этом свете.
Назначь мне свиданье
                     в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье
                     в том городе южном,
Где ветры гоняли
                 по взгорьям окружным,
Где море пленяло
                 волной семицветной,
Где сердце не знало
                    любви безответной.
Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоём по окрайнам,
Меж домиков тесных,
                    по улочкам узким,
Где нам отвечали с акцентом нерусским.
Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,
Но вспомни, что даже на мусорной свалке
Жестянки и склянки
                   сверканьем алмазным,
Казалось, мечтали о чём-то прекрасном.
Тропинка всё выше кружила над бездной...
Ты помнишь ли тот поцелуй
                          поднебесный?..
Числа я не знаю,
                 но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Пусть годы умчатся в круженье обратном
И встретимся мы в переулке Гранатном...
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоём потаённом сердечном тепле.
Друг другу навстречу
                     по-прежнему выйдем,
Пока ещё слышим,
Пока ещё видим,
Пока ещё дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:
               назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье,
                      хотя б на мгновенье,
На площади людной,
                   под бурей осенней,
Мне трудно дышать, я молю о спасенье...
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.

( Мария Сергеевна Петровых. 1953, Дубулты )
 


 
Мария Сергеевна скончалась после тяжелой болезни 1 июня 1979 года. Похоронена на Введенском кладбище в Москве.

Стихи Марии Петровых высоко ценили Б. Пастернак, Арс. Тарковский, Анна Ахматова назвала её стихотворение «Назначь мне свиданье на этом свете» 
«шедевром лирики последних лет».

Мария Петровых переводила андалузских, армянских (С. Капутикян, Маро Маркарян, Ваан Терьян, О. Туманян и другие), болгарских (Атанас Далчев, Пенчо Славейков и другие), грузинских (Михаил Квливидзе), еврейских (И. Борисов, П. Маркиш, С. З. Галкин), индийских (Мухаммад Икбал, Рабиндранат Тагор), кабардинских (Фаусат Балкарова, Алим Кешоков), литовских (Саломея Нерис, Юлюс Анусявичюс), польских (К. К. Бачинский, Владислав Броневский, К. И. Галчинский, Б. Лесьмян, Леопольд Стафф, Юлиан Тувим), сербских, словенских, хорватских, чешских (Витезслав Незвал) поэтов.»
 
 
 
 
Романс написан моей любимой певицей/композитором/автором-исполнителем.
Елена Фролова.

 У меня в блоге (напоминаю снова)  уже было три темы с необыкновенным её пением.
 Здесь,  и здеcь - её романсы на (повторюсь) любимые стихи Л. Губанова.
 
 
 
 
А мы слушаем сейчас «Романс» -  невероятно щемящую исповедь -  и Поэтессы, и исполнительницы - на тему: «Не взыщи, мои признанья грубы...»
Ну и - грустим? 
 Любуемся? 
 
 
 

«Не взыщи, мои признанья грубы...»
 
Стихи - М. Петровых.
 Муз. - Е. Фролова.
 Исп. - Е. Фролова.
 
 
 

 
Что ж, если говорить без фальши,
Ты что ни день — отходишь дальше,
Я вижу по твоим глазам
И по уклончивой улыбке, —
Я вижу, друг мой, без ошибки,
Что нет возврата к чудесам.
Прощай. Насильно мил не будешь,
Глухого сердца не разбудишь.
Я — камень на твоём пути.
Ты можешь камень обойти.
Но я сказать хочу другое:
Наверно, ты в горах бывал,
И камень под твоей ногою
Срывался, падая в провал.

( Мария Сергеевна Петровых. 1955 )
 
 
 

Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они  под стать моей судьбе.

 
 
 
У меня пересыхают губы,
От одной лишь мысли о тебе ...

 
 
 
У меня пересыхают губы,
От одной лишь мысли о тебе ...

 
 
 
Воздаю тебе посильной данью -
Жизнью, воплощённою в мольбе.

 
 
 
У меня заходится дыханье
От одной лишь мысли о тебе ...

 
 
У меня заходится дыханье
От одной лишь мысли о тебе ...

 
 
 
Не беда, что сад мой смяли грозы,
Что живу - сама с собой в борьбе,

 
 
 
Но глаза мне застилают слёзы
От одной лишь мысли о тебе ...
 
 
 
Но глаза мне застилают слёзы
От одной лишь мысли о тебе ...

 
 
Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они - под стать моей судьбе.

 
 
 
У меня пересыхают губы,
От одной лишь мысли о тебе ...
 
 
 
У меня пересыхают губы,
От одной лишь мысли о тебе ...

( Мария Сергеевна Петровых. 1940-xx )
 
 
 
 
Какие необыкновенные поэтическиe строки, да?
Какой невероятный романс - 
на строки М. Петровых.
 
 

К теме я подобрала ( она сама и напрашивалась!) тоже необыкновенно нежную, увитую немыслимой печалью, будь на холсте -  букет цветов, будь -  фигурки влюблённых ... - просто нежные девичьи, грустные лики - уникальную  в,  казалось бы,  такой неяркой/неброской "раскраске" - живопись  Московской художницы Галины Анисимовой.  А на самом деле, эти замысловатые  росчерки кисти, наполненные нежным цветом и солнечным светом -  ничто иное, как -  живописная Поэзия, тоже - неторопливая, грустная, щемящая  исповедь о том, как :
... у меня пересыхают губы, от одной лишь мысли о тебе ...
 
«Анисимова Галина Петровна.
 Москва. Россия.
Окончила : Московский Текстильный институт им. Косыгина 
(факультет прикладного искусства).
Училась у Чуракова К. В., Сафохина А. Н., Домогатского Н. М., Дубинчика А. М.
С 1984 г. - член союза художников России »
 



Сердцу ненавидеть непривычно,
Сердцу ненавидеть несподручно,
Ненависть глуха, косноязычна.
До чего с тобой, старуха, скучно!

Видишь зорко, да ведь мало толку
В этом зренье хищном и подробном.
В стоге сена выглядишь иголку,
Стены размыкаешь взором злобным.

Ты права, во всём права, но этой
Правотой меня уж не обманешь, -
С ней глаза отводятся от света,
С ней сама вот-вот старухой станешь.

Надоела. Ох, как надоела.
Колоти хоть в колокол набатный, -
Не услышу. Сердце отболело,
Не проймёшь. Отчаливай обратно.

Тот, кто подослал тебя, старуху...
Чтоб о нём ни слова, ни полслова,
Чтоб о нём ни слуху и ни духу.
Знать не знаю. Не было такого.

Не было, и нету, и не будет.
Ныне, и по всякий день, и присно.
Даже ненавидеть не принудит,
Даже ненавидеть ненавистно.

( Мария Сергеевна Петровых. 1967 )
 
 
 

3 коммент.:

Rain комментирует...

Здравствуй прекрасная неЗНАКомка !

Ведь я лишь тьма, а ты лишь свет(с)
Мария Сергеевна Петровых зацепила своими стихами...

Грустный романс,прекрасный пронизывающий душу голос Елены.


Живопись Галины Петровны солнечная люблю такие картины долго смотреть могу) мне нра ещё (Бусики из черной рябины)



/Тот-японец(с)/ каплями слёз на твои ладошки...

Трень-Брень комментирует...

Спасибо, Дождь.
За то, что тема очень понравилась.
И осoбенно за то, что заметил: прекрасный пронизывающий душу голос Елены...

А ещё... спасибо, Дождь, за - ... капли слёз на мои ладошки...

Прохожий. комментирует...

И снова, здравствуйте, Трень-Брень.
Буду краток. Не обижайтесь, пожалуйста! В этой теме стихи мне понравились больше, чем живопись.
С уважением. Прохожий.