Вот и узнаешь, как было легко
Всем, кто летали со мною! (c)

« Каждый выбирает для себя...»

Thursday, January 6, 2011

«Для меня определение любви — это вот такая нежность,
от которой дышать нельзя.
Когда уезжала из Дубулты, шел дождь,
он был в синей куртке с капюшоном,
скинул капюшон, а под ним этот седой ежик,
 и я его погладила по голове, и он заплакал.
Это меня потрясло, потому что его это потрясло.
Знаменитый человек, тысячи знакомств, и,
несмотря на всю внешнюю плейбоистость…
 Такое чувство, как к ребенку.
И до конца он вызывал во мне вот эту невозможную,
щемящую нежность»

( Ирина Машковская )




( Акварель . Работа Ю. Д. Левитанского )

Я руку и сердце нарисовал
красками на картоне.
Там сердце мое, как червовый туз,
лежит на моей ладони.



          И так как полцарства нет у меня,
          а тем более - полумира,
          прими от меня этот скромный дар
          в качестве сувенира.


И дабы значенье ему придать
дарственной, что ли, вроде,
я выведу крупно карандашом
надпись на обороте -


          мол, руку свою и сердце свое,
          аки жених во храме,
          дарит старый король трефей
          юной бубновой даме.


А понеже полцарства нет у него,
а тем паче нет полумира,
сей скромный дар он просит принять
в качестве сувенира.


          Ну а как не изволит она его
          честью почтить такою -
          она может вернуть ему сердце его
          вместе с его рукою.

( Юрий Левитанский )




«Много он вам стихов посвящал?

(из интервью с И. Машковской )

— Не очень. Стихотворения четыре, и еще в двух-трех есть намек на меня. А официальное посвящение мне только на одном стихотворении. За десять лет нашей совместной жизни.


К какой-нибудь дате или так, по настроению?

Ко дню нашей свадьбы. Он преподнес мне картинку акварельную
с изображением руки и сердца и стихотворение: «Я руку и сердце нарисовал красками на картоне...».
Подарок в виде вдохновения и символов.»




«Я бы назвала поэзию Юрия Левитанского «поэзией шести чувств», включая интуицию — и автора, и его читателя. Для читателя это особенно важно — немного сойти с ума, отбросить все нажитые представления, начать дышать в такт стихам, и чтобы сердце билось в ритме строф, и чтобы глаза увидели буйство красок и пастель полутонов.»

 ( Мария  Ольшанская )



«В одном из поздних стихотворений Юрий Левитанский сравнил себя с киплинговским мальчиком, воспитанным зверями.

Я Маугли,
слишком поздно, увы,
выходящий из джунглей,
унося в себе,
как заразу,
их дыханье,
их застоявшийся воздух,
пропитавший собою меня,
мою кожу
и
душу.

 

Тремя десятилетиями раньше он писал о том же:

Среди того дыма
и того огня
я и не заметил,
как убили меня.
Не шлепнули в застенке,
не зарыли во рву -
вот я и думал,
будто живу... 



 
И в пятидесятых, и на исходе восьмидесятых осознание невольной вины сплеталось с недоумением, надежда - с чувством причастности миру джунглей. Всего больше Левитанский страшился оказаться хищником.


Казалось бы, тягучие позднесоветские годы этого искушения и не предлагали. Сиди себе тихо да плети свое кружево. Любуйся пейзажами, слушай старинную музыку, переводи для заработка тех, кого Худлит пошлет, - и "стихи свободно потекут". Стихи с причудливыми ритмами и игрой семантических оттенков действительно текли. В словесной кантилене, в меняющем темпы вальсировании, в творении прихотливых узоров
Левитанский искал свое счастье:

музыка моя, слова,
осень, ясень, синь, синица,
сень ли, синь ли, сон ли снится,
сон ли синью осенится,
сень ли синь ли, синева...





 Так впадать в музыку могут лишь тяжелые меланхолики, вроде Федора Сологуба или Велимира Хлебникова, те, кто всеми силами стремится уйти в иной - бестелесный - мир. Левитанский не только уходил от цвета и формы, не только называл "белыми стихами" тексты, в которых мерцали "лишние" рифмы, не только стремился отдаться свободной стихии чистого ритма - иные из его шедевров сопровождены пометой "из ненаписанных стихов". При этом "цветное панорамное кино" врывалось в кино черно-белое (прославленное вступление к книге "Кинематограф"),
белизна поздних стихов искрила рифмами, а сокровенное-ненаписанное отливалось буковками.


Что же из этого следует?
Следует жить
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
Вы полагаете, все это будет носиться?
Я полагаю, что все это следует шить.



 
 

У Левитанского можно сыскать и другие оптимистические строки. Тоже "уговаривающие". Кажется, себя он заклинал не меньше, чем любимых.»

(Андрей Немзер)




Ну, раз я вспомнила  очаровательную Новогоднюю песенку 
 на стихи Ю. Левитанского, почему бы не продолжить?
Не послушать ещё пару  замечательных песен - на его стихи.
Уверена - многим эти песни знакомы и любимы.
 Я , когда услыхала, помнится,  очаровательный диалог у новогодней ёлки, сразу вспомнила  неподражаемое Левитансковое - « Жизнь моя - кинематограф, чёрно-белое кино...»

 А ведь и впрямь, стихи Ю. Д. Левитaнского не могли не лечь на музыку!
И , естественно один из самые плодовитых, даровитых  бардов -
музыкантов подобрал музыку к  незабываемым строкам.
 В. Берковский - снова с песней!




Помните?
Мне  кажетcя -  эта строчка стихотворения
Ю. Левитанского давным-давно живёт самостоятельной жизнью 
афоризЬма - эдакой золотой россыпью житейской мудрости:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу...


 А перед тем, как послушать песню , предложу уважаемым друзьям и гостям блога
изумиться - вместе со мной - и порадоваться земному чувству любви!
 Чесслово,  ни слухом / ни сном / ни духом -  понятия не имела -

 до сегодняшнего дня -  об этой удивительной истории ...
 Ну, о творчестве Поэта Ю. Д. Левитанского так или иначе была начитана/наслышана,

 а вот о личной жизни Поэта, последней его любви,
о его жене -  ничегошеньки не знала.

 Удивительно.
 Если кому интересно,
сходите по этой ссылке. Или - по этой. 



 Юрий Левитанский (на тот момент ему было 63 )

 и его будущая жена - юная Ирина Мaшковская - ей всего - 19.
 44 - лет и зим -
разницa - в возрасте - меж ними!
Удивительная судьба! И Поэта и его спутницы!
10 лет жизни - неразлучно! 
 Восхитительное мужество юной женщины!
Спросите - почему - мужество?
Так...- в те годы - хлебнуть  тааааких невзгод: бездомье, безденежье,
неустроенность, пересуды и осуждение, отреченье семьи ...

Каждый выбирает для себя
Женщину ...




Ладно.
 Слушаем замечательную, мудрую, тонкую, 

б-е-с-п-о-д-о-б-н-у-ю песню!?
 Слушаем? Любуемся?




                Музыка - Виктора Берковского.               
Стихи - Юрия Левитанского.


Кто её только не пел и не поёт.



Конечно же, сам автор музыки - В. Берковский.


http://img.youtube.com/vi/GiYMmOqxjzQ/default.jpg?h=60&w=80&sigh=__gtK4jvRLYr9kGYSnPs6z1fRCnJo=


Поёт С. Никитин.


http://www.google.com/url?q=http://www.youtube.com/watch%3Fv%3DYgkr-Iw6Mb8&sa=U&ei=pyMlTez5L8Ky8gOT7NXRAg&ved=0CA8QtwIwAA&usg=AFQjCNG_XrTPf9rnC2d4BwnMhqZop4OddA

И даже - Олег Газманов - с присущими его песнетворчеству ... кхм... скакунскими ритмами.

Etc. etc. etc.

Время белых стихов, белизна, тихий шаг снегопада,
                                  морозная ясность
                           прозрачного зимнего дня,
византийская роспись крещенских морозов
                                   на стеклах души,
как резьба,как чеканка-по белому белым-
                                     дыши-не дыши-
не оттает уже ни единый штришок на холодном стекле.


 
( Юрий Левитанский. 1991. )

Следует шить, ибо сколько вьюге не кружить,
недолговечны ее кабала и опала...






Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.




Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.





Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.




Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.





Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.




Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.




Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.





Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.




Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.





Ни к кому претензий не имею:
Каждый выбирает для себя.




Ни к кому претензий не имею:
Каждый выбирает для себя.



Как нельзя лучше к поэзии Ю. Д. Левитанского, к философским  напевам на его строки  подошли - философские же, полные тайного смысла - великолепные полотна
Литовского художника Игоря Гугеля.


«... Игорь Гугель считает, что самое интересное в жизни - Тайна, а самое сильное - Любовь. Они присутствуют во всех его работах, пройти мимо которых невозможно: насыщенные цвета, фантастические, философские сюжеты привлекают взгляд и тревожат душу. Его картины завораживают, все дальше и дальше увлекая разум ускользающей разгадкой…
Творчество И.Гугеля - распахнутое окно к подсознание каждого.»

( Региональная газета "Грань", 1996г.)


«Игорь Гугель


Родился в 1953 году в г. Каунасе.
С детства увлекался изобразительным искусством.


Имеет высшее техническое образование

(Геологоразведочный институт).


Работал горным инженером, инженером-конструктором.
После окончания годичных дизайнерских курсов стал дизайнером на авиационных предприятиях г. Жуковского Московской обл.


Параллельно продолжает заниматься живописью.
С 1991 - профессиональный художник..»

«--  Судьбе было угодно проложить мой путь к творчеству замысловато и нестандартно. Хотя и существует утверждение, что наш характер и есть наша судьба.

Когда мои сверстники учились рисовать в художественных институтах, я осваивал рабочие профессии на заполярном руднике и в забое московского метростроя.
Техническое образование приучило аналитически мыслить.
Богатая приключениями и передрягами жизнь сделала философом.




Осталась самая малость - научиться профессионально рисовать.
Вот этим-то я и занимаюсь, с детства и по сей день.
Но, где-то глубоко внутри себя, под личиной взрослого

заматеревшего я ощущаю ушастого тонкошеего
мальчика с распахнутыми глазами,
отчаянного фантазера и мечтателя, верящего в любовь
и благородство и не устающего  удивляться
парадоксам нашего бытия.»
( Игорь Гугель )




«Участие в выставках:

1992 - Жуковский. "Раритет-1"
1993 - Жуковский. "Мосаэрошоу-93"
1994 - Жуковский. "Раритет-2"
1995 - Жуковский. "Раритет-3"
1995 - Жуковский. "МАКС-95"
1996 - Жуковский. Персональная выс- тавка."АРТ-САЛОН"
1997 - Жуковский. Персональная выс- тавка."Дом ученых ЦАГИ"
1997 - Жуковский. "МАКС-97"
1998 - Москва. Выс. зал "На Каширке"
1999 - Москва. "ЦДРИ"
1999 - Москва. Выс. зал "Тушино"
2000 - Москва. "ЦДРИ"
2001 - Москва. "ЦДРИ" 2001 - Москва. Выс. зал "Тушино"
2002 - Москва."Арт-Салон ЦДХ-2002"
2003 - Москва."Арт-Салон ЦДХ-2003"
2003 - Жуковский. Персональная выс- тавка."АРТ-САЛОН"

Работы находятся в частных коллекциях России, США, Германии, Нидерландов. »



 
Зачем послал тебя Господь
и в качестве кого?
Ведь ты не кровь моя, не плоть
и, более того,
ты даже не из этих лет -
ты из другого дня.




Зачем послал тебя Господь
испытывать меня
и сделал так, чтоб я и ты -
как выдох и как вдох -
сошлись у края, у черты,
на стыке двух эпох,
на том незримом рубеже,
как бы вневременном,
когда ты здесь, а я уже
во времени ином,
и сквозь завалы зим и лет,
лежащих впереди,




уже кричу тебе вослед -
постой, не уходи! -
сквозь полусон и полубред -
не уходи, постой! -
еще вослед тебе кричу,
но ты меня не слышишь.

( Юрий Левитанский )

0 comments: